Среди множества разнообразных органов в человеческом теле есть и вовсе небольшие, тем не менее, имеющие свои функции, с которыми никакие другие органы справиться не в состоянии. Зубы вносят свою лепту при формировании речевых звуков, а их наличие и состояние может оказывать влияние на черты лица через положение костей черепа. Как и любой орган, зуб имеет свое уникальное строение, в структуре которого каждый элемент функционален и уникален.

Зуб в разрезе

Покрытие коронки зуба – эмаль, она является самой твердой тканью в теле человека. Корень является продолжением коронки зуба – снаружи его покрывает слой цемента, который исполняет функцию удержания корня зуба в кости челюсти, в этом ему помогает периодонт – связочный аппарат зуба.

Корень, равно как и коронка, изнутри имеет одинаковое строение – они построены из дентина, который по своем строению весьма напоминает обычную ткань костного типа. Однако дентин – это не просто кость – он весь состоит из переплетения так называемых дентинных канальцами, содержащее в себе нервные окончания. Кроме дентина внутри зуба имеется пульпа – такое объединенное название носят сосуды кровеносной системы, нервные окончания и ткань соединительного типа внутри зуба. .

Подавляющему большинству людей невдомек, что полость рта – место жительства многочисленных микроорганизмов. А эмаль, хотя и отличается прочностью. По сравнению с которой прочность любой другой ткани в организме меньше, химическому воздействию кислот противостоять не способна.

Но кислоты являются продуктом жизнедеятельности микроорганизмов – она в обилии образуется, когда они извлекают энергию из сахаров пищи. Однако даже маленький кариес может оказаться большой проблемой – дело в том, что дентин еще больше подвержен разрушению при помощи кислоты и стоит только нарушить целостность верхнего слоя- внутри процесс идет еще быстрее. Поэтому несмотря на маленькую дырочку внутри зуба все может оказать гораздо хуже.

Несмотря на то, что многие люди предпочитают осмотру у стоматолога домашние методы вроде осмотра зубов в зеркале и даже ощупывания их языком, это далеко не самые лучшие методы – часто кариозная полость не видна невооруженным глазом, а чувствительность языка недостаточна, чтобы ее нащупать. Поэтому профилактический осмотр у стоматолога два раза в год значительно повысит шансы избежать проблемы кариеса или пресечь ее в зародыше.

Поверхностный и средний кариес
Для восстановления утраченных тканей в случае поверхностного и среднего кариеса применяются композитные материалы последнего поколения светового отверждения. Безболезненно и быстро, в одно посещение.
 Пульпит

Но к сожалению с нашим ритмом жизни у нас не всегда хватает времени и наступает такой момент, когда все же доктор произнес незнакомое для Вас слово – эндодонтия? Это означает, что бактерии уже проникли в полость зуба инфицировав пульпу (пульпит):

Периодонтит

Или зашли уже слишком далеко за пределы корня зуба, в периодонт (периодонтит).

В этом случае Ваш зуб нуждается в срочном лечении корневых каналов(эндодонтическом лечении) для того, чтобы полноценно функционировать в полости рта.

Современное лечение корневых каналов состоит из нескольких этапов:

1. Качественная анестезия.

2. Изоляция зуба от слюны при помощи коффердама - пластина из латекса, что предотвращает проникновение в каналы зуба микроорганизмов из полости рта, и защищает слизистую оболочку от раздражающего действия антисептических растворов.

3. Цифровое определение длины канала с помощью апекслокатора и рентгеновской диагностики.
  4. Тщательная механическая обработка каналов с помощью специальных Ni-Ti (никель-титан) инструментов с одновременной максимальной дезинфекцией каналов, при помощи специальных растворов и их активацией ультразвуком.

5. Герметичное,трехмерное пломбирование корневого каналовгуттаперчей, для предотвращения повторного инфицирования.

6. Иногда, для наилучшего противовоспалительного и противомикробного эффекта, используется временное пломбирование каналов, специальными временными пастами на основе гидроокиси 1кальция.

Все эндодонтические манипуляции проводятся под увеличение, используя микроскоп, который обеспечивает освещение и видимость в прежде невидимых областях системы каналов зуба. Он позволяет контролировать чистоту каналов, распределение пломбировочного материала по стенкам канала. С помощью дентального микроскопа можно обнаружить трещины корня, извлечь обломок инструмента и т.д. Чем лучше доктор видит объект, тем надежнее и эффективнее будет выполнено лечение.

Эндодонтическое лечение иногда требуется и после эндодонтического лечения, парадокс, не правда ли? Сталкивались ли Вы с такой ситуацией, когда доктор рекомендовал перелечить Ваш зуб, который был ранее лечен? Для чего же необходимо перелечивание?

1. Чтобы вылечить:
    • если во время рентгенологического исследования в области верхушки корня есть явные участки воспалительного процесса;

• если есть характерные симптомы для ранее леченых, но инфицированных зубов (боль при накусывании на зуб, отек десны в области проекции верхушки корня).

2. Чтобы предотвратить:
    • не полностью заполненные корневые канала (дополнительные каналы, либо части каналов);
    • нет плотного прилегания между пломбой (коронкой) и полостью зуба, вследствие вторичного кариеса или выпадение конструкции. Попадание бактерий из слюны может вызвать повторное инфицирование корневых каналов;
    • если Вам совсем недавно было проведено качественное лечение каналов, но по каким-то причинам не установлена герметичная конструкция (коронка или пломба), в течение месяца, то происходит частичное или полное инфицирование каналов.
07 ноября 2017
На телеканале "Россия 1"